?

Log in

No account? Create an account
Музей Канала Москвы - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова [entries|archive|friends|userinfo]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова

[ сайт | Cruiseinform - круизное информационное агентство ]
[ userinfo | о журнале ]
[ archive | архив журнала ]

Музей Канала Москвы [фев. 22, 2008|05:01 pm]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
[Tags|, ]




Музей расположен в здании управления Яхромским районом гидросооружений, в поселке Деденево (Московская область, Дмитровский район). Создан по инициативе энтузиастов и работников Канала Москвы. Как собственно и сам Канал, музей создавался в рекордно короткие сроки (в течении нескольких месяцев 2007 года), но при этом экспозиция получилась содержательной. Основная ценность - уникальные архивные снимки 1933-1937 годов, рассказывающих о строительстве. Ряд снимков я переснял и выложил в этом посте.



Основные экспонаты - исторические фотоматериалы о строительстве Канала в 1933-1937 годах: техническая документация, фотографии различных мест и сооружений канала, многие объекты на которых уже стали историческими, ибо их давно уже нет. Также широко освещена тема самих собственно строителей - "каналоармейцев", свободных работников и заключенных. Еще из исторических материалов - найденные строительные инструменты той эпохи - кирки и лопаты.

Так как наше посещение было организованно заранее кроме осмотра экспозиции мы смогли посмотреть и кинохроники о строительстве и жизни канала. Фильмография состояла из трех фильмов: документального фильма конца 30-х годов, где кроме свойственной тому времени советской агитации были еще и уникальные съемки непосредственного строительства, строителей, а также судебных процессов над ними. Второй фильм - середины семидесятых и кроме интересных кадров о том какое большое движение по каналу было в те годы, лента ничем не примечательна. И, наконец, третий фильм датирован уже нашим временем, где проводятся исторические включения из кинохроник 30-х годов, советских докфильмов и рассуждения на предмет текущего и будущего канала.


Небольшой фоторепортаж из музея.


Макет плавкрана КПЛ-351 "Канал имени Москвы". Таких кранов было построено всего два - вот этот принадлежащий ФГУ "КиМ" и плавкран "Могучий", работающий на Волге. Строили их в Австрии. Грузоподъемность - 350 тонн. Подробнее об этом проекте можно узнать здесь.







Еще одна "рабочая лошадка" из флотилии Канала - макет путейского разъездного катера. Подробнее о серии судов читайте здесь.




Эта модель каравеллы тоже не спроста находится в музее: две модели каравеллы находятся на башнях шлюза №3 в Яхроме и стали символикой ФГУ "Канал имени Москвы".
















Тачка разумеется новая, все остальное найдено при раскопках








Фотографии строительства канала со стендов


Земляные работы




"Гастарбайтеры" из Средней Азии на строительстве. Правда тогда они работали по велению сердца и приказу партии.







Степень внедрения механизации при строительстве был ничтожно мал. Недостаток техники компенсировали количественным фактом строителей.




"Каналоармейцы" - так официально называли строителей канала, как свободных, так и заключенных.




Дмитровлаг - место содержания части заключенных. Располагался на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитров. Во вчерашнем фоторепортаже из Дмитрова есть фотографии этого монастыря в нынешнем виде.




Руководство строительства





Любопытные виды знакомых мест

Москва, Волоколамское шоссе, тоннель под Каналом раньше украшали скульптуры: с одной стороны стояла скульптура летчика, с другой парашютиста.







Иваньковская ГЭС (Дубна). Машинный зал




Вид с памятника Ленину на  на плотину Иваньковской ГЭС




Камера шлюза №1 в Дубне. Справа сейчас выстроен город Дубна.




Скульптурная композиция (подпись к фотографии указывает на то, что это шлюз №1, но сомневаюсь, скорее всего ошибка).








Памятник Иосифу Сталину, у шлюза №1, напротив сохранившемуся памятнику Ленину. Взорван в середине 1950-х годов. От него остался только массивный постамент.








Вот снимок с самолета (ориентировочно 1954 год). На нем видна камера шлюза №1, а справа высится еще "живой" памятник Сталину. Правда фото не из экспозиции музея а из архива Московского пароходства.




Дмитров. Набережная канала. Кстати, раньше в Дмитрове был и полноценный речной вокзал, а сейчас остался только грузовой порт.




Восстановление взорванных при отступлении советских войск башен шлюза №3, на которых, кстати, и стоят упоминавшиеся выше каравеллы. В материалах советских лет о канале факт подрыва шлюза не упоминался.










--------------------------------------


Ранее по теме:
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: geo_petrovich
2008-02-22 02:26 pm
спасибо! очень интересно. Кирки выглядят как из слоёв средневековья...

а о цифре погибших зеков там в музее было что-то?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 03:36 pm
Цифры назывались, но я не запоминал по скольку интересовала больше техническая сторона вопроса.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: confound_876
2008-02-22 04:05 pm
Меня, конечно,тоже интересует:"Сколько человеческих жизней на этот канал было загублено?" Канал пригодился в 1941-1945 годах для перевода некоторых подводных лодок и надводных кораблей на Северный флот, а также для перевода атомных подводных лодок в плавдоках из Горького на Северный флот после войны. Спасибо за репортаж!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 05:27 pm
Не понимаю, как КиМ мог использоваться для перевода лодок на Север? Объясните по какому маршруту проходил перегон?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: stpython
2008-02-22 04:54 pm
"Вид с машинного зала Иваньковской ГЭС на плотину"

Это не с машинного зала вид. Машинный зал на этой фотографии отчётливо виден. Фотография сделана с памятница Ленину.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 05:18 pm
Точно, опечатался, спасибо за поправку
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: stpython
2008-02-22 04:57 pm
"Камера шлюза №1 в Дубне. Справа сейчас выстроен город Дубна."

Город Дубна выстроен как справа, так и слева - на обоих берегах Волги.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 05:22 pm
Ваша правда, но с левой стороны т.н. старый город, а справа современный. Я имел ввиду то, что если бы снимали с этой точки сейчас в кадре была бы видна только современная Дубна справа.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: victorborisov
2008-02-22 05:19 pm
познавательно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nol_isha
2008-02-22 06:52 pm
Спасибо огромное, очень интересно!
А нет ли у Вас, координат музея? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 07:01 pm
Я уточню и Вам напишу. Оставьте адрес почты или могу здесь.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: martin_even
2008-02-22 07:07 pm
Спасибо за репортаж!
Кстати, у канала имеи москвы был очень интересный буклет, с историческими и современными фотографиями. его не было в экспозиции музея ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-22 07:21 pm
Есть, есть. Там несколько книг лежит, которые можно посмотреть, в том числе и буклет. Но буклет у меня уже давно есть в коллекции ) Осталось фильмы достать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2008-02-22 07:59 pm
Интересно, спасибо
(Ответить) (Thread)
From: confound_876
2008-02-22 08:04 pm

Поправка

Я перепутал каналы, прошу извинения.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: chek_pipinda
2008-02-22 09:18 pm
Отлично!!!) Спасибо. Обожаю отраслевые музеи. А какого его местонахождение и график работы???)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-23 07:18 pm
Чуть позже скажу. А интересно было бы туда съездить?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: moonondamage
2008-02-22 11:19 pm
[i]> тоннель под Каналом раньше украшали скульптуры[/i]

А сейчас?

Памятник Сталину по слухам взорвали только с помощью построивших его инженеров... давно хочу посмотреть что осталось... А нет ли фоторграфий остатков постамента?..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-23 07:20 pm
Фотографий постамента под рукой нет, там обычная гладкая площадка с пристанью "Большая Волга" сейчас. Если найду в своих фотоархивах я могу выслать вам.

А касательно скульптур на Волоколамке - сейчас нет.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: khebeb
2008-02-23 09:14 am

великая речная держава Австрия

так оно и есть - владычица Дуная/Данубе
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 5_yr
2008-02-25 11:18 am
А как собирали экспозицию? По сусекам скребли личным и других музеев?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-02-28 08:04 am
С миру по нитке. В основном из архива Московского пароходства и Канала Москвы. Материалов из личных коллекция я не видел.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elepha5
2008-03-05 10:11 pm
Интересно, тоннель на Волоколамском такой узкий, и двух полос в каждую сторону не будет... Сейчас он такой же, или расширили?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-03-06 06:32 am
Гораздо больше, теперь в этих тоннелях что на фото трамвайные пути и какие техкоммуникации, а для машин еще один тоннель проложен. А может оба тоннеля в один объединили и расширили, но сейчас он в два раза больше.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xs2milk
2010-08-05 07:01 am

очень интересный рассказ!!!!

очень понравился Ваш рассказ, но жаль что фотографии уже не видны.
если альбом где-то еще есть, оставьте ссылку пожалуйста!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2010-08-05 07:22 am

Re: очень интересный рассказ!!!!

Фото можно увидеть в этом альбоме:
http://fotki.yandex.ru/users/info-flot/album/79505/
(Ответить) (Parent) (Thread)