?

Log in

No account? Create an account
Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова [entries|archive|friends|userinfo]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова

[ сайт | Cruiseinform - круизное информационное агентство ]
[ userinfo | о журнале ]
[ archive | архив журнала ]

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске [июн. 3, 2008|11:57 am]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
[Tags|, ]



 
Железнодорожный тоннель под Амуром - единственный подводный железнодорожный тоннель в нашей стране. Это одно из крупнейших подобных сооружений, но в то же время о его существовании знают немногие. Планы по созданию тоннеля под Амуром появились еще в начале прошлого века. В 1913 году на выставке Приамурского края был представлен проекционный чертеж тоннеля под Амуром. Но тогда победил проект мостового перехода через реку.

В 30-х годах власти обеспокоились стратегической уязвимостью надводного сооружения, обеспечивавшего сквозное движение по Транссибу от Москвы до Владивостока. Необходимость строительства Хабаровского тоннеля была обусловлена захватом в 1931 японцами Маньчжурии и утратой КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога). Ведь от этого единственного моста, расположенного в непосредственной близости от Государственной границы, в поле действия дальней артиллерии противника, зависила бесперебойная связь Дальнего Востока с остальной частью страны. Кроме того, все больше увеличивался грузопоток по Транссибу - мостовой переход через Амур с одной железнодорожной колеей стал "узким местом" Транссиба и не обеспечивал пропуск растущих грузопотоков по главной транспортной магистрали страны. С учетом особого стратегического значения Транссиба для страны решение о строительстве тоннеля было принято по инициативе Генерального штаба Красной армии в 1936 году.



Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7198 метров был разработан в 1937 году институтом "Метропроект", находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения СССР. Основная часть строительных работ была выполнена за 4 года. Прокладка велась рекордными для тех лет темпами: средний темп проходки составлял около 5 погонных метров в сутки. Тоннель длиной 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3627 м, а также горным способом (из трех забоев) на восточном участке, открытым способом на западном участке длиной 1350 м. Внутренний диаметр тоннеля - 7400 мм на подводной части

К началу войны работы были почти закончены. В 1941-м, после начала войны, был получен приказ Сталина в предельный срок завершить укладку пути. И уже 12 июля 1941 года по этому уникальному подводному тоннелю (7198 м) прошел первый пробный поезд. А в постоянную эксплуатацию объект был введен в 1942 году.

С 1942 по 1964 год одноколейный тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации, с 1964-го года его стали использовать для движения грузовых составов в нечетном - западном направлении, чтобы увеличить пропускную способность Транссиба на этом участке. В 80-х годах после завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда. В настоящий момент по тоннелю пропускается около 40 пар поездов в сутки. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста и открытия по нему двухстороннего движения, тоннель будет закрыт на реконструкцию, по окончании которой пересечение Амура Транссибирской магистралью будет осуществляться уже по трём путям - два по мосту, и один - по тоннелю.

Западный портал тоннеля, левый берег Амура



Фрагмент западного портала с надписью "1937-1941"



Восточный портал в черте Хабаровска, правый берег Амура



Электровоз ВЛ-80 входит в тоннель:




Вентиляционные шахты тоннеля на острове посреди Амура



Использованы снимки Сергея Сигачёва и Михаила Крайнова с сайта www.transsib.ru и Владислава Лаврова
 
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: to_the_future
2008-06-03 08:14 am
Наверное единственный ЖД тоннель, который до сих пор охраняют внутренние войска.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-06-03 09:10 am
Нет, охраняемых ВВ тоннелей - 5 штук на Транссибе, включая этот.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: victorborisov
2008-06-03 08:14 am
ого! действительно не знал о таком
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-06-27 11:30 am
Всех удивляет этот мост под Амуром,а мы сколько жили на Дальнем Востоке cтолько и ездили по нему. Мне не везло. Пассажирские всегда отправляли под Амуром. Ездить там очень страшно. Я из-за него перестала ездить в Хабаровск,как и все мои знакомые.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russos
2008-06-03 08:21 am
Спасибо большое!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: selenga
2008-06-03 08:21 am
Интересно, в центральной подводной части он круглый, а на берегах - яйцеобразный?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: russos
2008-06-03 09:26 am
яйцеобразные порталы, которые строились открытым способом. а внизу круглый понятное дело, щитом шли небось
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: meglios
2008-06-03 09:04 am
да очень интересно
уникальное сооружение
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dfaw
2008-06-03 09:04 am

Спасибо !!!

О, титул :) В Киеве был проект строительства двух подобных тоннелей, часть нижнего по течению даже построили. Ключевые слова для поиска "титул киев"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: russos
2008-06-03 09:06 am

Re: Спасибо !!!

я смотрел сайт, посвященный вашему тоннелю. Ну знаешь, из всего обилия нафотканного бетона под тоннель только кессон попадает. остальнео как-то не очень. глазами надо смотреть
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: bolserslon
2008-06-03 09:08 am
Спасибо за информацию!

Жаль, что подобные сооружения стали строиться у нас позже, чем в других странах. Например, в Нью-Йорке тоннели под рекой Хадсон для железной дороги PATH были прорыты в период с 1900 по 1908 год. С другой стороны, насущной необходимости в железнодорожных тоннелях под реками наша страна не испытывала - проще строить мост.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-06-03 09:20 am
Да в том то и дело, что необходимости в них не был. Я очень удивился когда первый раз увидел информацию о тоннеле и подумал зачем же он там нужен когда есть уже поверх железнодорожный мост.

Кстати, подобное дублирование перехода под рекой есть и в Москве. Сверху проходит мост Филевской линии метро, а под рекой линия Арабатско-покровская. Во время войны мост был частично разрушен из-за попадания авиаснаряда.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: periskop
2008-06-03 09:08 am
Я бы ещё попросил вас написать, что в посте использованы снимки Сергея Сигачёва и Михаила Крайнова с сайта www.transsib.ru.
Заранее спасибо.

Edited at 2008-06-03 09:09 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-06-03 09:14 am
Да, дописал. А почему же так мало фотографий этого тоннеля? Буквально считанное количество? Не возможно заснять, запрещают? Хотя бы более подробно посмотреть на порталы этого тоннеля хотелось бы.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: buchwurm
2008-06-03 09:16 am
Киев упомянули? Можно добавить, что перед Первой Мировой дело шло к сооружению тоннеля под Волгой в Нижнем Новгороде. И уточнить, что необходимость строительства Хабаровского тоннеля была обусловлена захватом в 1931 японцами Маньчжурии и утратой КВЖД.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-06-03 09:35 am
Про КВЖД добавил спасибо! А можно поподробнее про тоннель в Нижнем Новгороде? Для чего, когда и где его планировали построить?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: excurs
2008-06-03 09:16 am
Наверно, заключённые строили?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-06-03 09:22 am
Думаю, что только на общих подготовительных работах. Сам тоннель, как и недостроенный железнодорожный тоннель на Сахалин, московские метростроевцы строили.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_brab
2008-06-03 10:07 am
спасибо, встречал упоминания о нем в рассказе о прокте сахалинского тунеля - но больше ничего не нашел..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xander_xstyle
2008-06-03 10:50 am
Помню-помню. Подъедешь к этому однополосному мосту на электричке и ждешь полчаса, пока товарный пройдет.

А по тоннелю страшновато ездить. И вояки с автоматами караулят.

Теперь проще, второй мост есть (или старый уже демонтировали?). Жаль, давно не был в тех краях.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-08-21 07:28 pm

мост

Старый мост продали китайцам,лишь одну ферму поставили рядом с новым мостом.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2008-06-03 11:56 am
Спасибо!
как всегда очень интересная информация!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2008-06-03 01:56 pm
интересно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: yurvor
2008-06-03 02:06 pm
Интересно, а почему однополосный тоннель построили? Когда Кругобайкалку в начале века делали, там все тоннели сделали на будущее широкими, под две колеи...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: reliktiqum
2008-06-03 03:31 pm
Скорость проходки. Надо было максимально БЫСТРО построить тоннель. Там где планировались увеличения пропускной способности были запроектированы вторые тоннельные переходы...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>