?

Log in

No account? Create an account
От Волги до Енисея - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова

[ сайт | Cruiseinform - круизное информационное агентство ]
[ userinfo | о журнале ]
[ archive | архив журнала ]

От Волги до Енисея [фев. 11, 2009|01:39 pm]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
[Tags|, ]


В 19 веке в Екатеринбурге разработали проект гигантского Трансуральского водного пути, который соединил бы Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны с помощью судоходного канала на водоразделе Главного Уральского хребта - в его самой низкой части в районе Екатеринбурга.



В дальнейшем этот водный путь через Иртыш и Обь с помощью Обь-Енисейского канала можно было соединить уже с Енисеем. Были планы и соединения и Енисея с Леной. Но они таки и остались планами. А вот по вышеобозначеным проектам кое-что все же было сделано.

В 19 веке в Екатеринбурге разработали проект гигантского Трансуральского водного пути, который соединил бы Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны с помощью судоходного канала на водоразделе Главного Уральского хребта - в его самой низкой части в районе Екатеринбурга. Предполагали, что он будет длиной 3375 верст, и пройдет по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тобол и Исеть до Екатеринбурга, по судоходному каналу Чусовая-Исеть, и далее по Чусовой с выходом на Каму.

Но недостаток денег, начавшаяся первая мировая война и революционные события 1917 года помешали реализации этого проекта.

К строительству соединения Волги с Обью между рр. Чусовой и Исетью приступали неоднократно, последний раз - по проекту 1914 г. в рамках плана 2-й пятилетки 1933-37 гг. От этой работы осталось Волчихинское вдхр. на р. Чусовой и недостроенный соединительный канал.

Реки Чусовая и Исеть исключительно неблагополучны в санитарно-экологическом отношении. Реконструкция их в каскады водохранилищ позволит радикально улучшить качество воды в них. Реки, входящие в состав Трансуральского пути, обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом, всего по основной трассе может быть получена выработка электроэнергии ГЭС 2,3-2,5 млрд кВтч/год.

В 1960-х годах вполне серьёзно обсуждался вопрос построения трансуральского водного пути, который связал бы реки европейской части СССР с сибирскими. Частью этого пути должна была стать Чусовая, на которой планировалось построить каскад водохранилищ. В 1980-х разрабатывались проекты искусственного обводнения рек восточных склонов Урала, для чего следовало построить целую систему водохранилищ и тоннелей в верховьях Вишеры, а также притоков Чусовой — Косьвы, Усьвы. Эти проекты к началу XXI века остались нереализованными.

* * * 
Мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем возникла еще в конце XVIII века. На это наводило удобное расположение притоков, подходивших довольно близко друг к другу. Авторы проекта Обь-Енисейского водного пути обещали государству и купцам значительные прибыли.

Первый шаг к прокладке канала сделал в 1872 году сибирский купец П. Е. Фунтусов, снарядивший на свои средства небольшую изыскательскую партию с целью определить наиболее выгодное направление для соединения притоков Оби и Енисея. Это привлекло внимание властей, которые в 1875 и 1878 годах отправили сюда экспедиции Министерства путей сообщения. Они-то и разработали проект, который предусматривал сооружение соединительного пути длиной 280,8 км с тремя десятками шлюзов и плотин. Ширина и глубина водоема проектировались достаточными для пропуска плавающих тогда по Оби и Енисею судов без перегруза. Срок реализации проекта определялся в семь лет. Министерство путей сообщения и Министерство финансов были "за". Веское "против" сказал Госсовет, урезав смету и определив физические параметры будущего соединительного пути лишь для хода маломерного флота.

Работы по сооружению канала начались в 1883 году. С обской стороны путь был проложен через последовательные притоки реки Кеть, Озерную, Ломоватую, Язевую до озера Большого (Водораздельного). Затем следовал собственно канал между озерами и руслами первого водоема с Енисейской стороны, реки Малый Кас, который через реку Большой Кас соединялся уже с Енисеем. Общее расстояние между Обью и Енисеем составило 1090,8 км.

Сам же "Обь-Енисейский соединительный путь" составил 204,1 км, внутри него русла рек были расчищены, выпрямлены, углублены и шлюзованы. Был он по длине больше знаменитого Суэцкого канала (161 км). Собственно же канал или, как его называли, "прокоп", соединявший озеро Водораздельное и русло Малого Каса, имел протяженность 8 км. Первое судно через канал прошло в 1888 году.

Строительство продолжалось с перерывами до 1898 года, а в 1901 году финансирование было прекращено окончательно. За это время было сооружено 14 шлюзов (из намеченных 29), при которых появились жилые поселки, называемые "станами". Самыми крупными были два, Ильинский и Новый.

Водный путь начал действовать, постепенно наращивая свои обороты. Однако ненужная экономия (казна потратила только 3,5 млн. руб. из запрашиваемых 8 млн.) сделала из новостройки вовсе не тот объект, который предлагали проектировщики. Он оказался на 106,6 км короче, имел почти в два раза меньше шлюзов и такую ширину канала и гидротехнических сооружений, которая позволила проходить через них лишь маломерным судам и требовала длительного и трудоемкого перегруза. Поэтому заказчики, избегая мороки, предпочитали отправлять свои грузы по только что построенной Транссибирской магистрали. Уже в конце XIX, начале XX века Обь-Енисейский водный путь не то что не приносил прибыли, а даже не оправдывал свое содержание. Ни один коммерческий караван через него так и не прошел.

После революции новые власти решили проблему канала оперативно и бесповоротно, они его закрыли. Последний раз водный путь послужил в военном 1942 году. Было принято решение перекинуть с Енисея на Обь три парохода и один катер-газоход. Беспрецедентный переход через полуразрушенные шлюзы продолжался более четырех месяцев. С судов вынуждены были снять гребные колеса, часть надпалубных надстроек, но передислокация прошла успешно.



 





Фотографии Обь-Енисейского канала - Трофи-Экспедиции "Сибирский Марафон"; информация об Трансуральском канале - журнал "Логинфо" .
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bogumil
2009-02-11 11:02 am
Спасибо, очень интересно. Думаю, что недостаток финансирования строительства канала царским правительством связан был именно с необхдоимостью загрузки Транссиба, а в советское время - Северного морского пути. Ведь водная это система не могла бы полностью заменить ни один, ни второй. И всё-таки жалко очередной раз читать о том, как усилия стольких людей не только пропали втуне, но и преданы забвению.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-02-11 11:45 am
Для местных небольших перевозок между бассейнами Енисея и Оби канал очень хорошо подходил, для межрегиональных и крупных - вряд ли.

"...Объ-Енисейский канал - это был грандиозный проект для царской России, что-то вроде нашего БАМа. После окончания строительства, канал действительно был оживленной артерией. По нему ходили суда, на шлюзах жил обслуживающий персонал. Сохранились документы, что на канал для нормальной жизни людей завозили пианино, самогонные аппараты и литературу. Однако, после окончания строительства Транссибирской железной дороги, канал потерял свое значение. Гонять по нему грузы стало слишком долго и невыгодно. Он оказался не нужен, а само его строительство некоторые современники оценили, как авантюру. То же самое, что происходит сегодня с БАМом...."
(Ответить) (Parent) (Thread)