?

Log in

No account? Create an account
От Волги до Енисея - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова

[ сайт | Cruiseinform - круизное информационное агентство ]
[ userinfo | о журнале ]
[ archive | архив журнала ]

От Волги до Енисея [фев. 11, 2009|01:39 pm]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
[Tags|, ]


В 19 веке в Екатеринбурге разработали проект гигантского Трансуральского водного пути, который соединил бы Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны с помощью судоходного канала на водоразделе Главного Уральского хребта - в его самой низкой части в районе Екатеринбурга.



В дальнейшем этот водный путь через Иртыш и Обь с помощью Обь-Енисейского канала можно было соединить уже с Енисеем. Были планы и соединения и Енисея с Леной. Но они таки и остались планами. А вот по вышеобозначеным проектам кое-что все же было сделано.

В 19 веке в Екатеринбурге разработали проект гигантского Трансуральского водного пути, который соединил бы Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны с помощью судоходного канала на водоразделе Главного Уральского хребта - в его самой низкой части в районе Екатеринбурга. Предполагали, что он будет длиной 3375 верст, и пройдет по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тобол и Исеть до Екатеринбурга, по судоходному каналу Чусовая-Исеть, и далее по Чусовой с выходом на Каму.

Но недостаток денег, начавшаяся первая мировая война и революционные события 1917 года помешали реализации этого проекта.

К строительству соединения Волги с Обью между рр. Чусовой и Исетью приступали неоднократно, последний раз - по проекту 1914 г. в рамках плана 2-й пятилетки 1933-37 гг. От этой работы осталось Волчихинское вдхр. на р. Чусовой и недостроенный соединительный канал.

Реки Чусовая и Исеть исключительно неблагополучны в санитарно-экологическом отношении. Реконструкция их в каскады водохранилищ позволит радикально улучшить качество воды в них. Реки, входящие в состав Трансуральского пути, обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом, всего по основной трассе может быть получена выработка электроэнергии ГЭС 2,3-2,5 млрд кВтч/год.

В 1960-х годах вполне серьёзно обсуждался вопрос построения трансуральского водного пути, который связал бы реки европейской части СССР с сибирскими. Частью этого пути должна была стать Чусовая, на которой планировалось построить каскад водохранилищ. В 1980-х разрабатывались проекты искусственного обводнения рек восточных склонов Урала, для чего следовало построить целую систему водохранилищ и тоннелей в верховьях Вишеры, а также притоков Чусовой — Косьвы, Усьвы. Эти проекты к началу XXI века остались нереализованными.

* * * 
Мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем возникла еще в конце XVIII века. На это наводило удобное расположение притоков, подходивших довольно близко друг к другу. Авторы проекта Обь-Енисейского водного пути обещали государству и купцам значительные прибыли.

Первый шаг к прокладке канала сделал в 1872 году сибирский купец П. Е. Фунтусов, снарядивший на свои средства небольшую изыскательскую партию с целью определить наиболее выгодное направление для соединения притоков Оби и Енисея. Это привлекло внимание властей, которые в 1875 и 1878 годах отправили сюда экспедиции Министерства путей сообщения. Они-то и разработали проект, который предусматривал сооружение соединительного пути длиной 280,8 км с тремя десятками шлюзов и плотин. Ширина и глубина водоема проектировались достаточными для пропуска плавающих тогда по Оби и Енисею судов без перегруза. Срок реализации проекта определялся в семь лет. Министерство путей сообщения и Министерство финансов были "за". Веское "против" сказал Госсовет, урезав смету и определив физические параметры будущего соединительного пути лишь для хода маломерного флота.

Работы по сооружению канала начались в 1883 году. С обской стороны путь был проложен через последовательные притоки реки Кеть, Озерную, Ломоватую, Язевую до озера Большого (Водораздельного). Затем следовал собственно канал между озерами и руслами первого водоема с Енисейской стороны, реки Малый Кас, который через реку Большой Кас соединялся уже с Енисеем. Общее расстояние между Обью и Енисеем составило 1090,8 км.

Сам же "Обь-Енисейский соединительный путь" составил 204,1 км, внутри него русла рек были расчищены, выпрямлены, углублены и шлюзованы. Был он по длине больше знаменитого Суэцкого канала (161 км). Собственно же канал или, как его называли, "прокоп", соединявший озеро Водораздельное и русло Малого Каса, имел протяженность 8 км. Первое судно через канал прошло в 1888 году.

Строительство продолжалось с перерывами до 1898 года, а в 1901 году финансирование было прекращено окончательно. За это время было сооружено 14 шлюзов (из намеченных 29), при которых появились жилые поселки, называемые "станами". Самыми крупными были два, Ильинский и Новый.

Водный путь начал действовать, постепенно наращивая свои обороты. Однако ненужная экономия (казна потратила только 3,5 млн. руб. из запрашиваемых 8 млн.) сделала из новостройки вовсе не тот объект, который предлагали проектировщики. Он оказался на 106,6 км короче, имел почти в два раза меньше шлюзов и такую ширину канала и гидротехнических сооружений, которая позволила проходить через них лишь маломерным судам и требовала длительного и трудоемкого перегруза. Поэтому заказчики, избегая мороки, предпочитали отправлять свои грузы по только что построенной Транссибирской магистрали. Уже в конце XIX, начале XX века Обь-Енисейский водный путь не то что не приносил прибыли, а даже не оправдывал свое содержание. Ни один коммерческий караван через него так и не прошел.

После революции новые власти решили проблему канала оперативно и бесповоротно, они его закрыли. Последний раз водный путь послужил в военном 1942 году. Было принято решение перекинуть с Енисея на Обь три парохода и один катер-газоход. Беспрецедентный переход через полуразрушенные шлюзы продолжался более четырех месяцев. С судов вынуждены были снять гребные колеса, часть надпалубных надстроек, но передислокация прошла успешно.



 





Фотографии Обь-Енисейского канала - Трофи-Экспедиции "Сибирский Марафон"; информация об Трансуральском канале - журнал "Логинфо" .
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 11:08 am
Спасибо!
Особенно интересно про Обь-Енисейский канал!
А нет более подробной информации про события 1942 года?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-02-11 11:42 am
Нет, по этим событиям я больше ничего не нашел, ни что за суда, ни их дальнейшую судьбу. Еще о канале, а точнее о путешествии вдоль него можно почитать здесь: http://www.offroadmaster.ru/Html/CM2001_01.htm
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 11:49 am
Ссылку я уже изучил.
Еще раз спасибо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 11:59 am
Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяцев в году.

В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

В 1942 году канал использовался в последний раз — по нему провели из Енисея в Обь три колёсных парохода «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.

Из Википедии.


Еще интересная ссылки
http://www.sibterra.ru/sights/detail.php?ID=1163
http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/09/05/15/view_article
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-02-11 12:01 pm
Cпасибо за ссылки, не встречал, а в Википедию и вовсе забыл заглянуть, а информация о судах очень интересная, еще бы фото к ней (
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 12:14 pm
http://www.pechora-portal.ru/galleries/river/im/1957gazohod.jpg

Это "Газоход-22" видимо однотипный

И про поход нашел!
http://www.navigato.ru/years/2008/2008-05-16/Givaj-istorij-Cernov/
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-02-11 12:29 pm
Если не против, я использую найденные вами материалы и сделаю для нашего форума (а в последствии для сайта про водные пути) более специализированный рассказ о канале и судах. Спасибо большое!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 12:31 pm
Да не против конечно)) Ссылочкой потом поделитесь?
А что за форум?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-02-11 12:37 pm
Да, конечно поделюсь. Правда когда сделаю пока еще не знаю, но отпишусь. А форум такой, посмотрите, может что интересного для себя найдете:
http://www.infoflotforum.ru/index.php?act=idx
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dinya_ss
2009-02-11 12:01 pm
И еще

Обь-Енисейский канал разрушался, мелел, и редкие переходы по нему в 1943, 1944 году были затрудннтельны. Последние сведения о проходе по Обь-Енисейскому каналу поступили в 1984 году, когда с Оби на Енисей с трудом прошли 5 катеров.
(Ответить) (Parent) (Thread)