?

Log in

No account? Create an account
ДнепроГЭС: Война с Днепром - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова [entries|archive|friends|userinfo]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова

[ сайт | Cruiseinform - круизное информационное агентство ]
[ userinfo | о журнале ]
[ archive | архив журнала ]

ДнепроГЭС: Война с Днепром [авг. 12, 2009|11:47 pm]
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
[Tags|, , , , , ]





Человек сказал Днепру:

- Я стеной тебя запру,

Чтобы, падая с вершины,
Побежденная вода
Быстро двигала машины
и толкала поезда

Чтобы столько полных бочек
Даром льющейся воды
Добывали для рабочих
Много хлеба и руды.

Чтобы углем, сталью, рожью
Был богат наш край родной.
Чтобы солнце Запорожья
Загорелось над страной.



Судоходные шлюзы Днепропетровского гидроузла (ДнепроГЭС)


ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция — пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье.

"...Днепр на 100 километровом участке от Днепропетровска до Запорожья пересекает скалистую гряду. На протяжении столетий великая река неслась здесь между отвесными скалами, образуя страшные Днепровские пороги, и только в 20 веке людям удалось покорить реку. В 1927-1932 годах выше острова Хортица была построена плотина ДнепроГЭС – первая в нашей стране гидроэлектростанция такого масштаба. Днепровские пороги, на протяжении веков делившие Днепр на две не связанные между собой части навсегда исчезли.

Прежде река здесь текла между отвесными берегами, поэтому, несмотря на то, что после сооружения плотины уровень воды поднялся на 39 метров, разлива не произошло. Но скрытая мощь реки, когда теплоход подходит к ДнепроГЭС сверху чувствуется: глубины здесь достигают порой 50 метров...".



Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932 году, в 1939 году была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.







Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено.







"...В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой....".




Готовясь к отступлению из Запорожья, немцы заминировали плотину и гидроэлектростанцию. Благодаря разведчикам во главе с Николаем Курузовым, изувеченная плотина была спасена, однако гидроэлектростанция, проезжая часть плотины и аванкамерный мост были взорваны 29 декабря 1943 года. Восстановление Днепрогэса началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов.

В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост. Уже 3 марта 1947г. гидроэлектростанция дала первый промышленный ток. 26 июня 1950г. был запущен в работу последний агрегат возрожденного Днепрогэса.


2. Старое машинное здание ГЭС.




3. Плотина.




В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, способный пропускать суда типа "река-море". Была реконструирована и значительно расширена проезжая часть плотины, которую с левым берегом связал эстакадный мост, а с правым берегом - новый аванкамерный мост.

4. Новое машинное здание.




Общий вид плотины, машинных залов и шлюзов.







- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:36 am
Пожалуйста!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russos
2009-08-12 08:02 pm
красивое сооружение.

а шлюз впечатлил.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:35 am
Он самый глубокий на Днепре, но не самый в масштабах бывшего Союза. Шлюз Павловской ГЭС на р. Уфа (Башкортостан) такой же конструкции, но глубиной 41.3 метра.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zalizyaka
2009-08-12 08:09 pm
Спасибо. Я когда-то о минировании Днепрогэса писал, если нужно могу сбросить ссылки.
Хотя, если сайт "misto.zp" смотрели, там все продублировали.
ПС. А правда, что скалы под плотиной (на самом деле не белые) такого цвета от жизнедеятельности чаек - загадили?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 05:54 am
Думаю, что чайки. Их же там сотни, поэтому "перекрасить" им не сложно, особо с учетом того, что эти субпродукты просто так не отмываются)

Да, мисто.зп смотрел, вообще много разных источнико пересмотрел, понравился сайта - http://www.photoalbum.zp.ua/history/most/ - про ГЭС и запорожские мосты.

А про минирование - напишите ссылки, вдруг не видел еще.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: p_e_r_f_o
2009-08-12 08:11 pm
Старое машинное здание ГЭС, на мой взгляд, очень красиво по архитектуре. В целом плотина весьма приятна. Спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:31 am
Да, очень красивое, хорошо вписывается. По ссылке есть интересный рассказ о разработке проекта старого машинного зала и архитекторах:
http://www.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569503&fl=5&sl=1
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lx_photos
2009-08-12 08:12 pm
Красивый вид сверху.
Развязка и плотина дополняют друг друга.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:38 am
Это потому что единый проект, а не самостоятельные части.
Да, на Волге такого не увидишь, у нас все более прямолинейное.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_tritopor
2009-08-12 08:14 pm
Мощно!

А из фотографии рыбиком понравилась со "Звездой Днепра" в камере. Теплоход - как тело бабочки, а стены - крылья.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:14 am
Хорошее сравнение)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_r_i_v_e
2009-08-12 08:16 pm
Особая благодарность от уроженца.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:24 am
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lord_fame
2009-08-12 08:54 pm
интересно!
на днях мини-отчет о Бухтарминской ГЭС собираюсь выложить. но там масштабы, конечно, далеко не те..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:17 am
Выкладывай, с интересом посмотрю. Шлюз там кстати тоже очень не маленький, из-за высоты плотины, но 4-х камерный, если не ошибаюсь.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: manjak
2009-08-12 09:31 pm
автодорога над плотиной и шлюзами очень красиво проходит.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:39 am
С нее еще и вид отличный)
Правда быстро едут, не все разглядеть успеваешь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wild_hedgehogs
2009-08-12 10:21 pm
Культовое место для советского человека. И сейчас смотрится величественно. История этого места не оставляет равнодушным.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:24 am
Не просто даже культовое, ДнепроГЭС - это уже как бренд ГОЭЛРО, символ индустриализации.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viewside
2009-08-12 10:47 pm
шикарные виды... хотя может это на вкус
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:40 am
Там действительно красиво)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zav_jj
2009-08-13 04:13 am
В машинном зале были ? Если нет, то рекомендую посетить :) Впечатления зачетные.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:22 am
Нет, не были. Читал, что там есть музей ГЭС, правда последние данные о его работе были за 2004 год и они водили экскурсии в машинный зал. Интересно было бы посетить, к следующей поездке постараюсь что-нибудь узнать про это.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: jouris
2009-08-13 04:54 am
Очень впечатлило сооружение! Потрясающе. Спасибо за рассказ.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:21 am
Пожалуйста!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ledy_vi
2009-08-13 06:02 am
такой узкий шлюз. Выходит Ваше судно было максимально большое, которое может туда зайти? А максимум сколько судов сразу могут его пройти? В шлюзах от Москвы к Волге запускали сразу 2-3 судна, они там пошире были. ))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:16 am
Максимально - три таких теплохода как наш могут зайти. Да, на Канале Москвы шлюзы шире, но вмещают максимум только два борта, равно как и на Волго-Балте, где камеры такие же узкие )
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: riverpilgrim
2009-08-13 06:31 am
"Изнутри" еще лучше воспринимается)
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>