RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова (riverpilgrim) wrote,
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
riverpilgrim

Categories:

На родине "Запорожца"




Запорожье — город на Украине, административный центр Запорожской области, расположен на реке Днепр. Благоприятный климат и удачное географическое положение Запорожья привлекали человека с незапамятных времен. Древнейшие стоянки первобытных людей в речной долине Днепра относятся к эпохе среднего палеолита. Считается, что в 972 году на острове Хортица погиб князь Киевской Руси Святослав I Игоревич. Ниже острова по течению Днепра после порогов восстанавливался водный путь из варяг в греки. Там где сейчас находится плотина ДнепроГЭСа, было самое узкое место в низовьях Днепра, поэтому здесь была известная переправа, которой пользовались и скифы, и печенеги, и половцы. Позднее это место контролировалось казаками Запорожской Сечи. Первая казачья крепость вблизи переправы была заложена в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким.


Начало истории города Александровска (Запорожье) связано со строительством в конце XVIII века Новой Днепровской укреплённой линии. Согласно планам, линия должна была, с одной стороны, защитить край от татарских нападений, а с другой — обеспечить усиление контроля над землями Войска Запорожского со стороны Российской империи. Одной из наибольших крепостей линии была Александровская, строительство которой завершилось к 1775 году.

В 1806 году Александровск получает статус уездного города становясь одним из незначительных городов Екатеринославской губернии. В первой половине XIX ст. Александровск представлял собой типичный провинциальный город, промышленность находилась в зачаточном состоянии. В дореформенный период она была представлена салотопенным и тремя кирпичными заводами.

В начале 20-х годов XX ст. начинается постепенное возрождение Александровска. 23 марта 1921 г. город получил своё современное название — Запорожье, губерния была также переименована в Запорожскую. За годы довоенных пятилеток Запорожье превратилось в большой индустриальный город. Символом индустриализации не только Запорожья, но и всего СССР стал Днепрогэс. Вместе со строительством станции в городе были сооружены несколько заводов, в частности, завод листовых сталей (сегодня «Запорожсталь»), коксохимический, алюминиевый, ферросплавов, завод инструментальных сталей (теперь «Днепроспецсталь»). Огромную роль в развитии советского авиастроения, в том числе и военного, сыграл расположенный в Запорожье моторостроительный завод. В довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики СССР.

Сегодня экономический потенциал города Запорожье — это свыше 280-ти промышленных предприятий, среди которых основную долю составляют предприятия машиностроения, металлургии и обработки металла, химической и нефтехимической промышленности, пищевой промышленности.

Металлургический комплекс представлен предприятиями чёрной и цветной металлургии, в частности акционерными обществами «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Запорожский завод ферросплавов», «Запорожкокс», «Запорожский сталепрокатный завод», «Запорожнерудпром», «Запорожский производственный алюминиевый комбинат» (входит в «Русский алюминий»), «Укрграфит», «Запорожский титано-магниевый комбинат».

Машиностроение представлено известными на мировом рынке предприятиями, среди которых: «Запорожский автомобилестроительный завод», «Запорожтрансформатор», завод «Преобразователь», «Запорожский абразивный комбинат», электровозоремонтный завод, Запорожский завод тяжелого краностроения, разработчик авиадвигателей ЗМКБ «Прогресс», центр авиационного двигателестроения «Мотор Сич».

2. Вид на левобережные районы Запорожья с Днепра.




3.




4. Вид на город, пляж, пристань и Днепр с моста Преображенского.




5. Культурной и инженерной достопримечательностью города являются два двухъярусных бетонных моста через Днепр, соединяющих через остров Хортицу в направлении Никополя правый и левый берег Украины.

Мост Преображенского.

Четырехарочный двухъярусный мост, нижний ярус которого был предназначен для пешеходов и автогрузового транспорта, а второй - для двухпутейной железнодорожной магистрали. Общая длина моста 560 м, высота 54 м. Построен на месте взорванного во время войны Стрелецкого моста (1949-1952). Борис Николаевич Преображенский - известный московский инженер, автор проекта моста.





6. Так как существующие переходы через Днепр (мост Преображенского и по плотине ДнепроГЭСа) не справляются с потоком несколько лет назад началось строительство нового моста. Но из-за финансовых проблем, как пишут различные источники, его ввод в эксплуатацию возможен будет через несколько лет.




7.




8.




9. Центральный городской пляж на Днепре. Хороший, на себе опробывали.




10. Городской Дворец Школьников, бывший Дворец Пионеров. Открыт в 1986 году.




11. Жилой дом в форме волны (он же "доллар", "пьяный дом") на улице Малая, 3, левобережный район.




12. Остров Хортица. На переднем плане музей-этнографическая реконструкция Запорожской Сечи, сзади восьмидесятиметровые опоры ЛЭП. Некоторые на них забирались - вид с них на ДнепроГЭС и город самый лучший.




13. Музей запорожского казачества на Хортице.




14. Больше всего, что мне там понравилось - там холодно! + 15-17 внутри музея, и +38 снаружи.




15.




16. Главная улица города - Проспект им. Ленина. Его длина составляет 10.8 км[30]. Проспект начинается возле центрального вокзала Запорожье I и заканчивается на площади Ленина возле ДнепроГЭСа.




17. Проспект Ленина и площадь Маяковского. Здесь снимали эпизод фильма "Весна на Заречной улице": учительница, Татьяна Сергеевна, получила квартиру в доме.




18.




19. Ленин, приглашающий полюбоваться видом на ДнепроГЭС.




20.




21. Аллея Боевой Славы Великой Отечественной войны.




22. Памятник жертвам голода и сталинизма.




23. Заводская часть города. Здесь расположена масса заводов. "Запорожсталь", в цехах которого снимали эпизоды "Весны на Заречной улице", "Днепроспецсталь", Запорожский титано-магниевый комбинат, Запорожский онеупорный завод и другие.




24.




25.




26.




27.




28.







* * * * * * * * * * * *

В предыдущих сериях:

01. Молдавия - Приднестровье - Украина. Обзорный рассказ о поездке
02. Молдавия. Кишинев
03. Приднестровье. Бендеры и Тирасполь
04. Украина. Измаил. Морской вокзал
05. Украина. Измаил. Рассказ о городе
06. Украина. Белгород-Днестровский. Крепость Аккерман
07. Украина. Одесса. Ночной город
08. Украина. Одесса. Люди
09. Украина. Одесса. Город у Черного моря
10. Украина. Рассвет в Черном море
11. Украина. Вдоль Южного берега Крыма
12. Украина. Ялта, Ай-Петри и Ливадия
13. Украина. Севастополь
14. Начало путешествия по Днепру. Херсон и Каховка
15. Запорожье. ДнепроГЭС
16. Запорожье. Запорожская Cечь

* * * * * * * * * * * *

Tags: Днепр, Запорожье, Молдавия-Украина, Мосты, Украина
Subscribe

  • Чернобыль-2008 в фотографиях

    По случаю 30-летия со дня аварии на Чернобыльской АЭС решил воскресить архивный материал о посещении Чернобыльской зоны, который я опубликовал в…

  • Полет

    Разбирая фотоархив за 2009 год нашел замечательное фото. Крым, Севастополь.

  • О Рурском промышленном районе на Рейне

    Давным-давно довелось мне изучать интересное издание, серию книг «Страны и народы». Там было 16 томов, разделенные по регионам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Чернобыль-2008 в фотографиях

    По случаю 30-летия со дня аварии на Чернобыльской АЭС решил воскресить архивный материал о посещении Чернобыльской зоны, который я опубликовал в…

  • Полет

    Разбирая фотоархив за 2009 год нашел замечательное фото. Крым, Севастополь.

  • О Рурском промышленном районе на Рейне

    Давным-давно довелось мне изучать интересное издание, серию книг «Страны и народы». Там было 16 томов, разделенные по регионам…