RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова (riverpilgrim) wrote,
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
riverpilgrim

Categories:

Справочник речных круизов. Часть 1


В сезон 2011 года российские компании предлагают около 3 тысяч вариантов речных круизов. Есть круизы по Волге, Неве, Дону, уральским рекам, Лене. Разобраться какую поездку выбрать, на каком теплоходе, куда поехать первый раз или стоит ли провести выходные в круизе выходного дня — задача непростая. Попробую вкратце рассказать об основных особенностях круизов, маршрутов и компаний.




Маршрут

Для начала следует заметить, что поездки на теплоходе подходят далеко не всем. И дело здесь даже не в пресловутой качке, которой многие боятся (забегая вперед скажу, что это вообще явление редкое). Просто многим сам тип отдыха — нахождение на судне, в ограниченном пространстве, просто не нравится. Например, один знакомый попросил подобрать ему круиз на пробу, чтобы узнать каково это. По возвращению поблагодарил, сказал что и маршрут был интересные, и обслуживание замечательное, но на теплоход он больше никогда. Мол, скучно, заняться особо нечем, да и на берег чаще хочется, чем были стоянки. В общем, не вариант. А другой человек, наоборот, с удовольствием подсел на круизы: та же гостиница, только лететь никуда не надо, каждый день новый город и никаких переездов, сиди, расслабляйся.

Поэтому, для первого знакомства с круизами лучше выбирать короткие рейсы. Например, круизы выходного дня (КВД). Отправление в пятницу вечером, а прибытие вечером в воскресенье. Рабочее время не затрагивается и все выходные получаются на борту.

Примеры КВД:

Москва-Углич-Москва
Москва-Тверь-Москва
Москва-Калязин-Москва
Москва-Константиново-Москва
Спб-Валаам-Спб
Н.Новгород-Городец-Н.Новгород
Н.Новгород-Чебоксары-Н.Новгород
Н.Новгород-Макарьев-Н.Новгород
Казань-Н.Новгород-Казань
Казань-Чебоксары-Казань
Казань-Самара-Казань
Казань-Козьмодемьянск-Макарьев-Казань
Самара-Ширяево-Самара
Самара-Саратов-Самара
Самара-Ульяновск-Самара
Волгоград-Саратов-Волгоград
Пермь-Чайковский-Пермь
Уфа-Сергеевка-Уфа

Рейсы считаются трехдневными: отправление в пятницу вечером (в период с 17 до 22) — первый день, суббота, воскресенье — два других. Прибытие в период от 20 до 23 часов. Таким образом, получается 3 дня / 2 ночи. Прибытие из КВД не в Москве варьируется от воскресенья утра до воскресенья вечера.

Тверь.


Есть также расширенные версии КВД (+1 день, либо прибытие утром в понедельник).

Москва-Углич-Тверь-Москва
Москва-Калязин-Тверь-Москва
Спб-Мандроги-Валаам-Спб
Самара-Болгар-Казань-Самара
Волгоград-Астрахань-Волгоград

К минусам и рискам КВД можно отнести погоду и человеческий фактор. Летом и осенью туманы на реке и канале, которые могут повлиять на программу круиза.

Что же до второй проблемы, то многие не любят КВД как раз из-за возможного соседства с различными веселыми компаниям, которые едут просто оторваться. Это не самые приятные попутчики, но ничего криминального в этом нет, хотя тишину и настроение многим это может испортить. Как первое, так и второе предсказать заранее невозможно: 50/50 — или будет или не будет.

Круиз по Дону.

Для тех, кто не хочет размениваться на такие рейсы и ищет рейс по продолжительнее можно рекомендовать выбрать классические маршруты. Одними из самых популярных являются рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, а также круизы по Золотому кольцу.

Рейсы из Москвы до Питера обычно продолжительностью чуть более недели — 8 дней / 7 ночей. Остановки в Угличе, Ярославле, Горицах, Кижах, Валааме, Свирьстрое, Мандрогах. У разных компаний города могут меняться (нет стоянки в Ярославле, Валааме, Свирьстрое).

Предлагаются также полные рейсы Москва-Спб-Москва. Их продолжительность 12-14 дней.

Из плюсов — насыщенность маршрута: за неделю много интересных городов, рек, озер и два канала. Это классический вариант круиза, который предлагают интуристам в рамках программы «Россия за неделю».

Из минусов — на озерах (Ладожское, Онежское) возможна качка. Но чаще всего озера спокойны. Также следует учесть что из/в пункт начала или окончания круиза придется добираться за свой счет.

Что же до маршрутов по Золотому кольцу, то тут все понятно: Москва, Углич, Ярославль, Кострома, Плес. Некоторые компании делают еще автобусные допэкскурсии в Иваново, Суздаль и Владимир, Переславль. Обычно на таком маршруте есть еще стоянки в Калязине, Мышкине, Рыбинске, Кинешме и Городце, но это зависит от длительности круиза и компании.  Из минусов — возможна качка на переходе по Рыбинскому водохранилищу, но это маловероятно.


Стоянка в Калязине


Есть множество круизов продолжительностью 5-9 дней:

Москва-Елабуга-Москва
Москва-Самара-Москва
Москва-Н.Новгород-Москва
Спб-Кижи-Спб
Н.Новгород-Самара-Н.Новгород
Н.Новгород-Астрахань-Н.Новгород
Н.Новгород-Спб-Н.Новгород
Н.Новгород-Пермь-Н.Новгород
Н.Новгород-Рязань(Констатиново)-Н.Новгород
Казань-Ярославль-Казань
Казань-Волгоград-Казань
Казань-Астрахань-Казань
Казань-Саратов-Казань
Самара-Ярославль-Самара
Самара-Н.Новгород-Самара
Самара-Астрахань-Самара
Самара-Ростов-на-Дону-Самара


Из других интересных маршрутов для тех кому интересны речные путешествия могу отметить такие рейсы:

Московская кругосветка: Москва (далее по Москва-реке на Оку), Констатиново, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, затем вверх по Волге Н.Новгород, Макарьев*, Плес*, Кострома, Ярославль, Рыбинск*, Весьегонск*, Углич, Мышкин*, Москва. * - стоянки опционально у некоторых компаний. Продолжительность такого круиза 9-11 дней.

Круизы на Соловецкие острова. Есть несколько вариантов рейса одинаковой продолжительностью (11-14 дней): Москва-Соловки-Москва, Москва-Соловки-Спб и Спб-Соловки-Спб, Самара-Соловки-Самара. Из плюсов — уникальный маршрут (3 канала, карельские озера и Белое море). Из минусов — переход по Белому морю от места стоянки теплохода до Соловков могут вынести далеко не все. Два раза был там — и два раза попадали в волнение, после которого половина пассажиров уходила «в расход». Выдержать такие «качели» 4 часа — дело не легкое. Но это если с погодой не повезет. Если повезет — то будет тихое и спокойное плавание по морю. Есть теплоходы, которые следуют напрямую к островам, но от качки это не спасает. К тому же уровень обслуживания и условия проживания на таких судах достаточно на  невзыскательных людей.

Белая ночь на Беломоро-Балтийском канале


Отдельно можно выделить группу круизов увеличенной продолжительности. Такие рейсы длятся от 14 до 24 дней и подходят не всем как по срокам, так и по стоимости, но при этом все равно достаточно популярны.

Среди них:

Москва-Астрахань-Москва
Москва-Пермь (+Уфа)-Москва
Москва-Ростов-на-Дону (+Таганрог)-Москва
Москва-Ростов-на-Дону-Астрахань-Москва
Н.Новгород-Ростов-на-Дону-Астрахань-Н.Новгород
Пермь-Спб (+Москва)-Пермь
Пермь-Ростов-на-Дону (либо Астрахань)-Пермь
Казань-Спб-Казань


Кроме того, есть варианты круизов для интургрупп с доппосадкой российских туристов. Такие круизы отличают высокий уровень организации, сервиса и достаточно приемлимые, хотя и высокие, цены. Наиболее часто это рейсы Москва-Санкт-Петербург. В начале и конце сезона в продажу поступают перегонные рейсы. Например, Ростов-на-Дону (иногда + Астрахань) - Москва, Пермь — Москва.


И в заключении хотел бы отметить еще два варианта круизов. Круизы по Днепру — один из тех вариантов когда цена, качество и интересность маршрута взаимосвязанны. Правда сейчас предлагается только один вариант такого рейса: Киев-Запорожье-Херсон-Севастополь-Одесса. В Киеве, Севастополе, Одессе стоянки по 2 дня. Из минусов — транспортные расходы в пункт начала и из места окончания круиза.

Стоянка в Ялте.

В 2009 году я совершил круиз на теплоходе «Т.Г. Шевченко» по маршруту Одесса-Ялта-Севастополь-Херсон-Запорожье-Киев. Но, к сожалению, сейчас круизы с посещением Ялты на теплоходе доступны только в одном из круизов — Киев-Стамбул. Интересный маршрут, но дорогой, особенно с учетом цены за трансфер. Дело в том, что Укрречфлот активно продает свои суда и из прежней флотилии на Днепре осталось лишь 2 теплохода. Тот же «Т.Г. Шевченко» в 2010 году был продан под общежитие для казахских нефтяников на Каспийское море. Такую же судьбу пререкают и еще одному одному судну. Большинство круизных судов уже проданы в Россию. В перспективе на Днепре может остаться лишь 2-3 теплохода.

Пока еще есть один круизный маршрут по Лене. Таких рейсов в 2011 году предлагается три. Маршрут примерно одинаков: Якутск-Ленские Столбы-Вилюй-Жиганск-Тикси-Олёкминск. На этом круизе работает теплоход «Михаил Светлов». Рейсы смешанные 50% интуристов / 50% российских (процентное соотношение, конечно, может менятся, но превалируют интуристы).


Можно также отметить и интересный круиз по Северной Двине из Архангельска. Но кроме красивого маршрута по этой северной реке есть и еще один большой плюс этого круиза: поездка происходит на настоящем пароходе 1911 года постройки «Н.Гоголь». Недостатком этого является то, что кают с удобствами там всего две — полулюкс и люкс. За недельный круиз в них потребуется 70-80 тысяч на человека.

Достаточно интересны круизы и по реке Волхов. Есть варианты Москва-Великий Новгород-Москва и Спб-Великий Новгород-Валаам-Спб. Все круизы совершаются на теплоходе 646 проекта, где все каюты полностью переоборудованы. Цены от 47 до 60 тысяч на человека, продолжительность — 8-12 дней.




Это все, что я хотел бы сказать про маршруты. Теперь можно перейти к самому интересному — сколько за это нужно заплатить. Стоить сказать сразу — круизы удовольствие не из дешевых, причем, увы, цена не всегда соответствует качеству. Цена на одного человека может начинаться от 5 тысяч за рейс выходного дня в каюте без удобств (только умывальник) и заканчиваться 110 тысячами за 24 дня в каюте с евроремонтом.

Цены на КВД (2,5 дня и две ночи) из Москвы примерно таковы (2011 г., на одного человека):

Каюта без удобств (умывальник, туалет/душ общий в коридоре): 5000-9000 в зависимости от палубы (трюм самый дешевый) и расположения кровати (друг над другом — двухярусная или напротив — одноярусная). Такие варианты можно встретить на двух и трехпалубных судах.
Переоборудованные каюты с удобствами (душ/туалет) — от 11 до 16 тысяч на человека на двух и трехпалубных судах. Изначально по проекту каюты были без удобств.
Каюты с удобствами на четырехпалубных судах — от 11 до 20 тысяч на человека.

В цену, кроме проживания, входит питание (в день отправления — ужин, в другие дни 3-х разовое питание) и экскурсия (пешеходная).

Собственно, исходя из расценок на трехдневные круизы вы можете представить стоимость более длительных круизов. Расценки в эту навигацию примерно таковы:

Москва-Санкт-Петербург (7 дней/6 ночей), каюты без удобств — от 14 до 20 тысяч на человека;
Москва-Санкт-Петербург (8 дней/7 ночей), каюты с удобствами — от 22 до 40 тысяч на человека.
Круизы по городам Золотого кольца: 6 дней в каюте даже без умывальника — 8-9 тысяч, с умывальником — 15-20, с удобствами — от 19 и до 30 тысяч;
Круизы на Соловецкие острова из Москвы: каюты без удобств — от 30, с удобствами — от 55 тысяч на чепловека.
Московская кругосветка — каюты с удобствами от 25 тысяч.
Москва-Астрахань-Москва — супербюджетный и суровый вариант (каюта только с кроватью) от 35 тысяч; с удобствами — от 50 до 70, улучшенный вариант от 85 до 100 тысч.

Цены зависят от:

теплохода (аутентичный проект, как при постройки в 60-80-х годах, переоборудованный или переоборудованный с улучшением и евроремонтом);
компании (тут у разных компаний совершенно разный подход к сервису, питанию и экскурсиям и разница может быть очень значительной);
сезона (июнь-сентябрь дешевле, пик цен на июль-август)

«Горящие путевки» на круизы предлагаются крайне редко: в круизной системе предпочтительнее ранние продажи — с осени, за 10 месяцев до круиза. Это дает компаниям стабильный и гарантированный доход и оборотный капитал. Ведь суда требуют вложений постоянно. В межсезонье — это ремонт, в навигацию — оплата топлива и ГСМ, опять все тот же ремонт, зарплаты персоналу. Поэтому, либо к началу круиза не остается уже мест (на некоторые круизы раскупаются полностью), либо места так и остаются не проданными, так как сбрасывать цены на них означает, что многие будут ждать именно этого, а это — смотри выше.


Почему круизы такие дорогие?

- Специфика российской речной круизной отрасли. 5 месяцев из 12 теплоходы работают и приносят прибыль (если есть загрузка, бывает, что некоторые рейсы идут в убыток). Все остальное время они ничего не приносят, но требуют вложения средств на ремонт и обслуживание;
- Цена на топливо и КОФ (комплексное обслуживание флота), которые включают в себя обслуживание судов в портах;
- Цены на продукты для ресторана и зарплаты персоналу;

Кроме того, круиз - это и транспорт, и гостиница, и ресторан, плюс включены экскурсии и в большинстве случаев - развлечения. Если сложить аналогичные затраты для берегового тура, получится, что путевка на теплоход не намного дороже, а иногда и дешевле.

При этом, сравнивать с отдыхом в Турции/Египте круизы не стоит — это совершенно разные виды отдыха. Аналогично не логично сравнивать цены на круизы морские и речные — опять же разные сферы.

А в сравнении с круизами по Дунаю, Рейну, при одинаковых условиях круиза, цены находятся на одном уровне, с учетом транспортных расходов в европейском варианте.


Как найти круиз подешевле:

- выбирайте односторонние рейсы или круизы с отправлением не из Москвы. В таком случае цена будет существенно ниже, даже с учетом трансферных расходов;

- выбирайте перегонные рейсы, когда судно в начале навигации идет из затона в город, откуда совершает большинство рейсов в навигацию;

- май, начало июня, конец сентября и до середины октября — цены минимальны.

Можно сэкономить и выбрать минимальную по оснащенности каюту с одной лишь кроватью, без умывальника (или только с умывальником), душа и туалета, но это честно говоря на любителя. Хотя многие на такие бытовые мелочи смотрят совершенно спокойно. А многие с таких круизов и начинали, выбирая затем более улучшенные условия.

Tags: Речной круиз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →