RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова (riverpilgrim) wrote,
RiverPilgrim - журнал Михаила Архипова
riverpilgrim

Categories:

По реке плывет топор, или о подробно о речных круизных судах



 
Продолжу рассказ о сфере российских речных круизов. Если в первой части я рассказывал о том, какие есть маршруты по рекам и озерам из разных городов, то сейчас бы хотел разобрать вторую составляющую речного круиза: на чем. Этот вопрос будет даже посложнее, чем первый. Ибо такой дифференциации, что наблюдается в парке судов, или точнее во флотилии, сложно представить. Выбор у потребителя огромный: от плавкорыт, которые держатся на воде только благодаря известному закону о плавучести некоторых веществ, и оборудованных в лучшем стиле совковых санаториев им. 26 Бакинских Коммисаров, до судов, уровень которых находится, и зачастую в чем-то превосходит мировой речной круизный стандарт.

 

Начнем с того, что именно в настоящий момент плавает и ходит по круизным маршрутам. Начнем по старшинству. Все данные приводятся на начало навигации 2011 года.

 
Дизель-электроходы проекта 785 строились с 1952 по 1958 годы в Чехословакии, на судостроительном предприятии Narodny Podnik Skoda Komarno. Эти суда предназначались для работы на скорых транспортных и пассажирских линиях, от Днепра до Енисея. В настоящее время в круизном варианте работают «Петр Алабин» и «Композитор Глазунов» в Европейской части России. В Сибири совершают эпизодические рейсы «Римский-Корсаков» по Оби и Иртышу, а по Енисею «Лермонтов».


 
Дизель-электроход "Петр Алабин" на Куйбышевском водохранилище (река Волга). Июнь 2007. Фото: Михаил Архипов


 
Суда проекта 646 строились в Германии на судостроительном предприятии Warnowwerft Warnemuende, в период с 1953 - 1956 годы. Эти теплоходы имели возможность работать на озерах  и водохранилищах с морскими условиями плавания. Суда работали (и продолжают работать в настоящее время в некоторых регионах) на пассажирских транспортных линиях от Одессы до Якутска. В настоящий момент из этих судов на круизных линиях работают: «Белинский», «Господин Великий Новгород», «Мамин-Сибиряк».
 


Теплоход "Мамин-Сибиряк" на Беломоро-Балтийском канале. Июнь 2010 года. Фото: Михаил Архипов


 
Теплоходы проекта 305 — это пассажирские суда, предназначенные изначально для работы на пассажирских и туристских линиях на реках с небольшими глубинами. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Строительство теплоходов этого проекта продолжалось с1959 по 1965 годы на пяти судостроительных заводах. Оригинальный проект 305 выпускался в Венгрии, на заводе Obuda Hajogyar Budapest. Его модификации - 860 проект - выпускались на судостроительных заводах в Тюмени, Иркутске, Якутске и Сретенске (р. Амур). На круизном рынке суда этого проекта представлены следующими: «Алдан», «Александр Свешников», «Александр Свирский», «Анна Ахматова», «Башкортостан», «Борис Полевой», «Бородино», «В.М. Зайцев», «Василий Чапаев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Григорий Пирогов», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Н.Г.Славянов», «Павел Миронов», «Паллада», «Рихард Зорге», «Салават Юлаев», «Федор Абрамов», «Эрмитаж».



"Бородино" на Канале имени Москвы. Июль 2009. Фото: Михаил Архипов

 

Теплоходы проекта 588
строились в ГДР (верфь Mathias Thesen Werft Wismar) и предназначались для работы на скорых пассажирских и круизных линиях. За период с 1954 по 1961 годы было построено 49 судов. Суда этого проекта работали и продолжают работать на туристических и транспортных линиях в Европейской части России и на Енисее. Список работающих судов: «А.И.Герцен», «А.С.Попов», «Александр Матросов», «Александр Невский», «Александр Фадеев», «Алексей Толстой», «Анатолий Папанов», «Арабелла», «В.Чкалов», «Г.В.Плеханов», «Дмитрий Пожарский», «И.А.Крылов», «Илья Муромец», «К.А.Тимирязев», «Кабаргин», «Карл Маркс», «Козьма Минин», «Космонавт Гагарин», «Михаил Кутузов», «Н.В.Гоголь», «Очарованный странник», «Павел Бажов», «Петр Первый», «Прикамье», «Рылеев», «Святая Русь», «Тарас Бульба», «Ф.Жолио-Кюри», «Ф.И.Панферов», «Федор Гладков», «Хирург Разумовский», «Цезарь», «Юрий Никулин».



Теплоход "Г.В. Плеханов" на Канале имени Москвы. Сентябрь 2010 года. Фото: Михаил Архипов.

 

Суда проекта 26-37 — это модификация (суда стали более мощными) проекта 588, но уже чехословацкой постройки. Суда этой серии строились с 1957 по 1962 годы на верфи Slovenske Lodenice Komarno, изначально как грузопассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях. Все построенные суда работали на Волге в составе транспортной линии Москва-Астрахань-Москва. В настоящее время в работе находятся: «Александр Бенуа», «Афанасий Никитин», «Валерий Чкалов», «Волга Дрим», «Иван Кулибин», «Капитан Пушкарев», «Михаил Танич», «Н.А. Некрасов», «Октябрьская революция», «Президент», «Родная Русь», «Сергей Абрамов».



"Волга Дрим" на Канале имени Москвы. Сентябрь 2010 года. Фото: Михаил Архипов.


Туристические пассажирские суда проекта Q-040 — это творение рук капиталистических судостроителей с австрийской верфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg. Характерный представитель понятия об уровне комфорта и дизайне 70-х годов (серия строилась с 1974 по 1975 годы). Всего построено 4 таких судна и на данный момент все они находятся в работе: «Василий Суриков», «Илья Репин», «Александр Пушкин» и «Максим Горький».




"Илья Репин" на Химкинском водохранилище в Москве. Май 2011 г. Фото: Михаил Архипов



Туристические пассажирские суда проекта Q-056 — это суда со все той же австрийской верфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg, но строившиеся с 1978 по 1979 годы.  На сегодняшний день это самые мореходные речные суда в России. Всего построено 2 таких судна и все они находятся в работе: «Антон Чехов» и «Лев Толстой».



"Антон Чехов" на Рыбинском водохранилище. Сентябрь 2009 г. Фото: Михаил Архипов



Туристические пассажирские суда проекта 301 — это круизные теплоходы постройки немецкой верфи VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau. Серия строилась в период с 1974 по 1983 годы и представляла собой образец комфортабельного туристического речного круизного судна середины 70-х — начала 80-х годов. Проектированием этого проекта (равно как и серии 040, 92016) занимались немецкие специалисты, а не советские. В настоящее время в работе находятся следующие суда этого проекта: «Константин Коротков», «Петергоф», «Петр Чайковский», «Принцесса Днепра», «Санкт-Петербург», «Тихий Дон», «Виссарион Белинский», «Владимир Маяковский», «Константин Федин», «Кронштадт», «Михаил Булгаков», «Михаил Ломоносов», «Нижний Новгород», «Россия», «Александр Радищев», «Андрей Рублев», «Княжна Виктория», «Николай Карамзин», Николай Чернышевский», «Федор Достоевский».



Теплоход "Владимир Маяковский" на Канале имени Москвы. Июль 2009 года. Фото: Михаил Архипов



Пассажирские речные теплоходы проекта 92-016 — это четырехпалубные суда чехословацкой постройки (верфь Slovenske Lodenice n.p. Komarno) с 1976 по 1983 годы. Самые большие речные туристические теплоходы в России. Всего было построено 9 единиц и на настоящий момент все суда находятся в работе: «Александр Суворов», «Валериан Куйбышев», «Георгий Жуков», «Михаил Фрунзе», «Мстислав Ростропович», «Семен Буденный», «Сергей Кучкин», «Федор Шаляпин» и «Феликс Дзержинский».



"Георгий Жуков" на Канале имени Москвы. Сентябрь 2007 года. Фото: Михаил Архипов



Серия туристических пассажирских судов проекта Q-065 — вариант круизных судов для малых рек, производства австрийской верфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg. Строились с 1984-1986 годов. Серия оказалась полностью провальной и не приспособленной к работе по региону (рекам) назначения. Всего было построено 5 таких судов, но сейчас в работе осталось только два: «Сергей Есенин» в Европейской части Росии и «Михаил Светлов» на Лене в Якутии. Подробнее о причинах неработоспособности серии я писал вот в этом посте.



"Михаил Светлов" на реке Лена в Якутии. Август 2008 года. Фото: Иван Загайнов



Продолжение серии судов проекта 301 стали круизные пассажирские суда проекта 302 все той же немецкой постройки. У судов появились более мореходные качества, а каюты стали более комфортабельными. В настоящее время работают следующие суда этого проекта: «Генерал Лавриненко», «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Иван Бунин», «Княжна Анастасия», «Ленин», «Леонид Красин», «Нарком Пахомов», «Русь», «Сергей Киров», «Алексей Сурков», «Дмитрий Фурманов», «Игорь Стравинский», «Константин Симонов», «Леонид Соболев», «Михаил Шолохов», «Сергей Рахманинов», «Максим Литвинов». На Украине - «Генерал Ватутин», «Звезда Днепра» и «Маршал Кошевой».



Теплоход "Русь" на реке Свирь. Июнь 2010 года. Фото: Михаил Архипов



Ознакомившись с внешним видом можно переходить и к содержанию. В следующем посте я опишу теплоходы изнутри, что там есть, а чего не хватает. Почему нет двухместных кроватей, ведь это лишает романтики, говорят одни. Зачем в каютах туалеты и душ - эти мелочи удорожают круиз, наслаждаться надо природой, а не думать о бытовых нуждах, продолжают другие.


Tags: Речной круиз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →